15.07.2020

Бюджетное управление (бюджетирование)

Бюджетирование – это современная специальная технология финансового учета, которая позволяет осуществлять планирование деятельности компании, контроль и анализ через систему разрабатываемых и утверждаемых бюджетов.Эти бюджеты должны согласовываться между собой. Так, например, при планировании получения прибыли в бюджете должны быть распланированы и методы распоряжения этой прибылью. Это касается и убытков: если в бюджете распланированы убытки, нужно рассчитать методики пополнения оборотных средств и способы покрытия текущих затрат.

Постановка бюджетирования

Важное место в бюджетировании занимает постановка управленческого учёта. Если наличие бухгалтерского учёта регламентируется законодательством, то внедрение управленческого учёта связано с современными требованиями рынка. Постановка бюджетирования заставляет многие предприятия организовывать специальное подразделение, призванное заниматься управленческим учетом. Но важно учитывать, что учет управленческий и бухучет имеют множество точек соприкосновения, поэтому нецелесообразно держать два отдела, занимающихся различными видами учета. Поэтому нужно объединить интересы обоих учетов и таким образом оптимизировать работу.

Элементы бюджетного управления

На сегодняшний день разработано большое количество методов постановки бюджетного управления на предприятиях. Однако все они содержат основные элементы:

  • финансовая структура – управляет стоимостью предприятия и определяет лестницу построения центров финансовой ответственности.
  • бюджетная структура представляет совокупность всех бюджетов, учитывая те, посредством которых производится учёт и планирование функционирования предприятия;
  • регламенты бюджетирования – основные положения бюджетного управления.

Бюджетная структура

Структура бюджета, как правило, включает три основных направления:

  1. БДР (Б – бюджет, Д – доходов, Р - расходов) – регулирует управление рентабельностью предприятия и его прибылью.
  2. БДДС (Б – бюджет, Д – движения, Д – денежных, С - средств) - управляет ликвидностью предприятия.
  3. ББЛ (Б – бюджет, по Б – балансовому, Л - листу) - управляет активами предприятия.

Важно учитывать и другие бюджеты, на которых основывается организация основных схем доходов и расходов:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производственных расходов;
  • бюджет переменных расходов;
  • бюджет доходов от реализации и др.
ИТАН – гибкое решение по финансовому управлению для среднего и крупного бизнеса!

Есть сомнения? Посмотрите таблицу сравнения.