Бюджетное управление (бюджетирование)
Бюджетирование – это современная специальная технология финансового учета, которая позволяет осуществлять планирование деятельности компании, контроль и анализ через систему разрабатываемых и утверждаемых бюджетов.Эти бюджеты должны согласовываться между собой. Так, например, при планировании получения прибыли в бюджете должны быть распланированы и методы распоряжения этой прибылью. Это касается и убытков: если в бюджете распланированы убытки, нужно рассчитать методики пополнения оборотных средств и способы покрытия текущих затрат.

Постановка бюджетирования
Важное место в бюджетировании занимает постановка управленческого учёта. Если наличие бухгалтерского учёта регламентируется законодательством, то внедрение управленческого учёта связано с современными требованиями рынка. Постановка бюджетирования заставляет многие предприятия организовывать специальное подразделение, призванное заниматься управленческим учетом. Но важно учитывать, что учет управленческий и бухучет имеют множество точек соприкосновения, поэтому нецелесообразно держать два отдела, занимающихся различными видами учета. Поэтому нужно объединить интересы обоих учетов и таким образом оптимизировать работу.
Элементы бюджетного управления
На сегодняшний день разработано большое количество методов постановки бюджетного управления на предприятиях. Однако все они содержат основные элементы:
- финансовая структура – управляет стоимостью предприятия и определяет лестницу построения центров финансовой ответственности.
- бюджетная структура представляет совокупность всех бюджетов, учитывая те, посредством которых производится учёт и планирование функционирования предприятия;
- регламенты бюджетирования – основные положения бюджетного управления.
Бюджетная структура
Структура бюджета, как правило, включает три основных направления:
- БДР (Б – бюджет, Д – доходов, Р - расходов) – регулирует управление рентабельностью предприятия и его прибылью.
- БДДС (Б – бюджет, Д – движения, Д – денежных, С - средств) - управляет ликвидностью предприятия.
- ББЛ (Б – бюджет, по Б – балансовому, Л - листу) - управляет активами предприятия.
Важно учитывать и другие бюджеты, на которых основывается организация основных схем доходов и расходов:
- бюджет продаж;
- бюджет производственных расходов;
- бюджет переменных расходов;
- бюджет доходов от реализации и др.