Просто о бюджетировании

Бюджетирование - сложное экономическое понятие, и зачастую при использовании этого термина и сопутствующих ему элементов возникает определенная путаница. Например, бюджетом движения денежных средств называют отчет о движении денежных средств, составленный по фактическим данным, бюджетированием называют процесс календарного планирования поступлений денежных средств от контрагентов, и так далее.

В данной статье предлагается разобраться с бюджетированием и финансовым управлением на простом жизненном примере о семье, которая собирается поехать на курорт.

Когда семья планирует поездку, она ставит цель – отдохнуть. Будем считать это доходной частью бюджета. Для того, чтобы отдохнуть, нужно потратить некоторые денежные средства - это расходная часть бюджета.

Прежде всего, бюджетирование - это составление баланса, доходной и расходной части бюджета. Если хотим хорошо отдохнуть, нужно потратиться. Итак, предположим, семья планирует отдохнуть в мае, и для того, чтобы выполнить цель - хорошо отдохнуть - они планируют свой расход бюджета на май в 100 000 рублей, детализировав его по категориям:

- путевки 60 000;

- досуг 20 000;

- непредвиденные расходы 20 000.

Эти категории называются "статьями бюджета".

Для того, чтобы в мае накопилась запланированная сумма, нужно в период с января по апрель откладывать по 25 000. Таким образом, семья составила и утвердила свою доходную и расходную часть бюджета помесячно, для достижения своей цели - хорошо отдохнуть. В итоге получаем следующий вид бюджета:

Статья бюджета

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Доходы

 

 

 

 

 

Отложенная сумма

25000

25000

25000

25000

 

Расходы

 

 

 

 

100000

Путевки

 

 

 

 

60000

Досуг

 

 

 

 

20000

Непредвиденные расходы

 

 

 

 

20000

Баланс бюджета

25000

50000

75000

100000

0

Необходимая сумма была накоплена, пошел процесс исполнения расходной части бюджета.

Путевки купить необходимо было заранее, в феврале, но денег на них еще не было, образовался дефицит бюджета, который был перекрыт за счет займа необходимой суммы у соседа. Была проведена корректировка и уточнен бюджет. Данный процесс называется "Актуализация бюджета". После актуализации бюджет стал выглядеть следующим образом:

Статья бюджета

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Доходы

25000

35000

25000

25000

 

Отложенная сумма

25000

25000

25000

25000

 

Займ у соседа

 

10000

 

 

 

Расходы

 

60000

10000

 

40000

Путевки

 

60000

 

 

 

Досуг

 

 

 

 

20000

Непредвиденные расходы

 

 

 

 

20000

Погашение займа соседу

 

 

10000

 

 

Баланс бюджета

25000

0

15000

40000

0

Подошло начало мая, глава семьи составил подневный график расходования средств на отдых, таким образом, он составил "платежный календарь". При этом платежный календарь является "оперативным планом", так как он представлен в разрезе дней и более детализирован. Пример платежного календаря:

Статья бюджета

Бюджет

05.05

06.05

07.05

08.05

09.05

Расход

40000

8000

5000

12000

5000

10000

Досуг

20000

3000

5000

7000

5000

10000

Непредвиденные расходы

20000

 

 

 

 

 

Остаток бюджета

40000

32000

27000

15000

10000

0

При составлении платежного календаря семья сверялась с общим бюджетом по каждой статье, дабы его не превысить - эта процедура называется "бюджетный контроль".

В процессе отдыха денежных средств на досуг не хватило, была произведена корректировка лимитов и платежного календаря, перекрыв сумму досуга из непредвиденных расходов.

Статья бюджета

Бюджет

05.05

06.05

07.05

08.05

09.05

Расход

40000

8000

5000

12000

5000

10000

Досуг

20000

3000

5000

7000

5000

10000

Непредвиденные расходы

20000

5000

 

5000

 

 

Остаток бюджета

40000

32000

27000

15000

10000

0

После отдыха семья вернулась и провела анализ плановых и фактических показателей доходов и расходов, после чего сделала вывод об эффективности отдыха. Это называется "План-фактный анализ бюджета":

 

Статья бюджета

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Отклонение

План

Факт

План

Факт

План

План

План

Факт

План

Факт

 

Доходы

25000

25000

25000

35000

25000

25000

25000

25000

 

 

0

Отложенная сумма

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

25000

 

 

10000

Займ у соседа

 

 

 

10000

 

 

 

 

 

 

0

Расходы

 

 

 

60000

 

 

 

 

100000

40000

0

Путевки

 

 

 

60000

 

 

 

 

60000

 

0

Досуг

 

 

 

 

 

 

 

 

20000

30000

10000

Непредвиденные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

20000

10000

-10000

Погашение займа соседу

 

 

 

 

 

10000

 

 

 

 

10000

Баланс бюджета

25000

25000

50000

0

75000

15000

100000

40000

0

0

0

Таким образом, семья смогла забюджетировать свои доходы и расходы, проконтролировать исполнение бюджета и проанализировать причины отклонений фактических данных от запланированных для того, чтобы в следующий раз более точно и эффективно планировать свой бюджет.

На таком простом примере мы разобрали основы бюджетирования. В промышленных масштабах существует множество нюансов и специфики каждого конкретного предприятия, вводятся тысячи операций по десяткам статей, зоны ответственности разделены, нужно контролировать все доходы и расходы, учитывать отклонения при дальнейшем планировании, добиваться поставленных целей. При всем этом необходимость качественного бюджетирования и оперативного управления финансами современного предприятия возрастает стократно. В данных условиях не обойтись без автоматизированной системы, которая позволит установить для всех участников, собственников, руководителей подразделений и финансовой службы единые правила игры, поможет спланировать, учесть и проконтролировать все финансовые потоки компании по всем видам деятельности, повысит оперативность принятия управленческих решений и увеличит эффективность управления предприятием.

Наши клиенты
Получите консультацию прямо сейчас

Нами собраны проверенные решения и технологии для внедрения эффективной системы бюджетирования на Вашем предприятии.
Своим опытом мы готовы поделиться со всеми клиентами. Обратитесь к нам, если вам нужна программа для управленческого учета и планирования, если нужно организовать финансовый учет в 1С.

Ко всем записям
Монитор внедрений