Постановка управления бюджетом. Часть 1

Наверное, каждый управленец задается вопросом, каким должен быть бюджет предприятия? Основные требования к методам его осуществления напрямую зависят от деловых процессов, являющихся ключевыми для жизни компании. К ним можно отнести: реализацию товаров и услуг, производственные процессы, контроль над деятельностью предприятия и вложения. Это означает, что бизнес-процессы должны подвергаться тщательному анализу и разбору при построении схемы финансового состояния фирмы.

Количественные характеристики и детальный анализ бюджетов зависят от нужд сферы управления.

Различают следующие виды бюджетов:

В основе операционного бюджета заложены процессы, касающиеся инвестиционной политики компании, происходящие в настоящем времени. К ним можно отнести: систему планирования сбыта, закупки, различные виды затрат, бюджеты расходов на управление.

Финансовый бюджет состоит из оборота средств и работы активов, составляющих прогнозируемый баланс предприятия. Средства, расходуемые на вложения компании, в основном, подвергаются отдельному рассмотрению и имеют собственный инвестиционный бюджет. В его состав входят главные проекты инвестиций, информация о получении основных бюджетных средств и введение в оборот основных средств, произведенных хозяйственным способом. Кроме того, в бюджете затрат и закупок отражается покупка сырья, основные статьи расходов на образование фондов посредством деятельности компании.

Если учесть, что бюджет, по сути, является планом, то операционные бюджеты представляют собой планы отраслей хозяйственной деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, а финансовые – ее финансовой сферы.

Бюджеты доходов и расходов не имеют однозначного значения, поэтому специалисты по внедрению систем управления бюджетом характеризуют их как часть финансового бюджета. Несмотря на это, большинство мнений сходится на том, что он относится к операционному бюджету, что можно доказать содержанием в его составе данных о затратах и продажах, позиционирующихся как составная часть операционного типа.

Базовая часть управления бюджетом - это операционные бюджеты, при помощи которых рассчитываются финансовые. Как известно, разные типы бюджетов связаны между собой. Таким образом, осуществив пересчет количественных характеристик, можно перевести операционный бюджет в суммовой. В соответствии с этим принципом запланированные объемы изготовления продукции, используемые ресурсы и другие расчетные технические величины могут быть пересчитаны специалистами экономического отдела в единицы финансового измерения посредством запланированных цен.

Отделы компании, производящие закупки сырья, осуществляющие производство и дальнейшую реализацию, также занимаются планированием величины среднего срока, до которого должна производиться выплата задолженностей поставщикам продукции и ее потребителям, по объемам текущего производства.

Исходя из полученных данных, экономисты предприятия выполняют коррекцию суммы и числа основных ресурсов, без которых невозможно осуществлять производственную деятельность, а также производят бюджет для дебиторов и кредиторов.

Отдел финансов заведует казной предприятия, а также производит расчет средств, необходимых для текущих нужд, и покрытия временного их недостатка. В том случае, если политика предприятия по закупке сырья и реализации продукции является строго установленной и не подлежит перестройке, то в запланированные затраты, отведенные на осуществление деятельности фирмы, необходимо включать дополнительные статьи расходов. Они, в основном, направлены на привлечение кредитов и займов, а также на их обслуживание.

Любой операционный бюджет формируется путем проведения аналитики планирования. Он может выполняться в форме заключительного отчета для множества отдельных частей.

Наши клиенты

Получите консультацию прямо сейчас

Нами собраны проверенные решения и технологии для внедрения эффективной системы бюджетирования на Вашем предприятии.
Своим опытом мы готовы поделиться со всеми клиентами.

Ко всем записям

Монитор внедрений