14.07.2020

Элементы управленческого учета

В последние десятилетия менеджеры как высшего, так и среднего звена проявляют все больший интерес к ведению управленческого учета. Уже никому не придет в голову спорить с тем, что этот вид учета представляет собой один из важнейших инструментов управления любой компанией. Преимущество управленческого учета состоит в том, что он позволяет повысить оперативность и уровень качества принимаемых руководством предприятий решений, максимизировать результаты и строго контролировать возможные бизнес-риски.

Элементы управленческого учета

Сейчас в большинстве организацией функционируют информационные системы, изначально ориентированные на сотрудников - внутренних пользователей. Постоянно увеличивается спрос на консалтинговые услуги, связанные с вопросом постановки системы управленческого учета. Однако часть руководителей и владельцев предприятий еще не полностью осознали важность управленческого учета, из-за чего неясно понимают необходимость его внедрения. Причиной этого часто становится недостаток информации, восполнить который мы попытаемся в этом материале.

Роль управленческого учета в системе управления компанией

Управленческий (или внутренний) учет – это сбор, идентификация, фиксирование, обобщение, проведение анализа и дальнейшая передача внутренним пользователям данных, нужных для управления фирмой. Собранные таким образом сведения востребованы во время подготовки информации, полезной для принятия стратегических решений, в дальнейшем отражающихся в различных планах и контроле их выполнения. В связи с этим можно резюмировать, что управленческий учет – это система информационного обеспечения процесса планирования и контроля на уровнях управления, начиная со стратегии и заканчивая оперативным бюджетом.

Две основные особенности данного вида учета:

  • ориентированность на внутреннего пользователя;
  • оперативность получения информации.

Первая особенность характеризует самую суть управленческого учета. Потребность конкретного менеджера в данных, необходимых ему для принятия решения и контроля, зависит от его специализации и его положения в иерархии компании. Поэтому система может включать многие элементы управленческого учета в зависимости от данной специфики.

Так, возможен сценарий, при котором внедрение управленческого учета в организации осуществляется таким образом, чтобы создать комплексную информационную систему, обеспечивающую руководителей всех уровней нужными данными о положении дел в каждой из функциональных областей – на производстве, в продажах, финансах и т.п. Но может быть создана и локальная система, формирующая данные для узкого круга руководителей или в границах какой-либо определенной сферы деятельности (оперативный учет или финансовые показатели).

По этой причине некоторые топ-менеджеры ошибочно полагают, что этот тип учета является просто подсистемой бухучета и замыкается исключительно на области финансов. В связи с этим формируется представление о наличии общей методики ведения внутреннего учета, схожей с правилами учета бухгалтерского. Но учет управленческий является скорее подходом к созданию информационной системы компании, ориентированной на пользователей, чем универсальной методикой. Так, управленческий учет может и не соприкасаться с бухгалтерским и не использовать финансовые показатели. В каждом конкретном случае внедрение управленческого учета в организации осуществляется с использованием конфигурации, выбранной руководителем. Этот выбор должен производиться в соответствии с актуальными потребностями менеджмента в информации и существующими ресурсами, которые могут быть задействованы для формирования корпоративной информационной структуры.

Оперативность управленческого учета обусловлена тем, что данные, требующиеся для быстрого вынесения решений, будет полезны лишь тогда, когда они поступают своевременно. Этапы управленческого учета при построении сложной системы, охватывающей все уровни корпоративного управления, и требование оперативного получения информации приводит к пониманию необходимости автоматизации процедур учета, потому что ее обработка вручную не позволит получить данные тогда, когда они срочно нужны.

Элементы управленческого учета

Для того, чтобы быть в полной мере работоспособной, система управленческого учета должна включать следующие составляющие:

  • центры ответственности;
  • формы управленческой отчетности;
  • первичную учетную документацию;
  • контролируемые показатели;
  • учетные регистры, используемые для группировки данных;
  • учетные процедуры получения, обработки и предоставления информации.

Целью организации учета по центрам ответственности является получение возможности измерения результатов работы рядовых менеджеров, а также возможности своевременно отслеживать появление отклонений в фактических значениях показателей от планируемых и обнаруживать причины этого явления. При этом центрами ответственности следует считать сотрудников, имеющих определенные полномочия и несущих ответственность за исполнение конкретных управленческих функций, для которых действуют целевые величины контролируемых показателей.

Элементы управленческого учета

Например, при постановке финансового учета можно выделить центры ответственности за прибыль и расходы, доходы и инвестиции. В случае, когда система учета ограничена только одним подразделением компании, центры ответственности могут определяться согласно результатов декомпозиции основных сфер бизнес-деятельности. Так, служба главного инженера в промышленной компании может иметь центры ответственности в области достижения показателей в технологическом обеспечении, техническом обслуживании и ремонте, промышленной безопасности и экологии, развитии предприятия и прикладных научных разработках, обеспечении производства ресурсами.

Чтобы информация в управленческом учете собиралась и обрабатывалась целенаправленно, нужно строго определить комплекс показателей, которые будут контролироваться по центрам их ответственности. Для этого необходимо выполнить следующее:

  • определить основную цель бизнес-деятельности подразделений, охватываемых учетной системой. Цель работы подразделения определяется общей целью компании;
  • разбить главную цель на отдельные задачи и подцели. В итоге должен получиться комплект задач, для каждой из которой можно будет определить свои контролируемые параметры. Задачи и подцели распределяются по уровню управления (по стратегии, планам по ее реализации, бюджетам и т.п.). В зависимости от нужд менеджмента учет должен представить показатели как для всех уровней, так и для отдельных;
  • следующим этапом должно стать определение набора показателей, которые бы отражали результаты выполнения задач. Целесообразно выделять две группы показателей: ключевые и вспомогательные. Первые оценивают работу организации или отдельной службы либо подразделения в целом, характеризуя уровень достижения ключевой бизнес-цели. Вторые должны отражать стадию исполнения требований и ограничения при достижении целей;
  • после того, как будут разработаны многочисленные контрольные показатели, нужно будет распределить их по выделенным центрам ответственности. Это поможет также установить соответствие состава задач в рамках центров ответственности измерениям результатов их деятельности;
  • итоговым действием должно стать проведение определения целевых значений контролируемых показателей в рамках планирования. Эти показатели могут быть как показателями, отражающими результаты исполнения планов (величина доходов, расходов, прибыли в денежном выражении), так и отправной точкой при формировании планов. Так, после определения целевого уровня рентабельности продаж можно разрабатывать план мероприятий для его достижения.
    • Основная задача управленческого учета - формировать фактические данные о величинах контролируемых показателей и предоставлять их внутренним пользователям.

      Еще одним ключевым моментом остается определение учетных периодов – временных интервалов, после окончания которых становятся доступными данные о величинах показателей. Как показывает практика, более короткий учетный период способствует повышению оперативности учета. Однако определение непродолжительных периодов учета намного усложняет некоторые учетные процедуры, делает его ведение более трудоемким и повышает уровень требований к профессионализму занятых в учетном процессе специалистов.

      Этапы постановки управленческого учета

      Инициатива постановки учета в компании всегда должна исходить от ее руководства, которое сначала должно определиться с собственными потребностями в получении данных для управления. Внедрение управленческого учета требует организации рабочей группы, чей руководитель должен иметь не только обширные знания в данном вопросе, но и авторитет, поскольку ему должны быть предоставлены масштабные полномочия в плане получения нужных данных от подразделений. Часто для внедрения управленческого учета привлекаются внешние организации, специализирующиеся в данной сфере деятельности. В любом случае процессы формализации потребностей и организации управленческого учета на предприятии всегда происходят с участием приглашенных консультантов, входящих в рабочую группу.

      Элементы управленческого учета

      На каждом из этапов постановки учета нужно решить изложенные ниже задачи:

      • определить функциональные области, где необходимо создание или оптимизация управленческого учета;
      • выявить элементы действующего на предприятии внутреннего учета в выделенных функциональных областях и оценить их адекватность существующим бизнес-процессам, а также потребностям руководства;
      • разработать концепцию управленческого учета и план мероприятий по его организации;
      • сформировать структуру зон ответственности топ-менеджеров;
      • определить основные элементы системы учета и ее регламент;
      • организовать консультационное сопровождение внедрения;
      • внедрить учетную систему.

      Одним из основных аспектов эффективной работы системы является ее регламентация. Во время внедрения учета на предприятии должно быть разработано соответствующее Положение, где должны быть отражены:

      • цели и задачи управленческого учета, ключевые принципы его создания, главные понятия;
      • структура центров ответственности;
      • набор контролируемых показателей и определяющий их алгоритм;
      • формы первичной и отчетной документации;
      • процедура формирования документов;
      • определение графика документооборота учета.

      Когда формирование регламентов будет завершено, начинается непосредственное внедрение системы управленческого учета, которое предполагает:

      • обучение пользователей;
      • апробацию отдельных учетных процедур на реальных данных учетного цикла;
      • корректировку сформированных регламентов на основе их пробной эксплуатации;
      • утверждение регламентов;
      • изменение действующих или внедрение новых автоматизированных систем.
ИТАН – гибкое решение по финансовому управлению для среднего и крупного бизнеса!

Есть сомнения? Посмотрите таблицу сравнения.